Образование в Беларуси
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней
подтверждённой, проверенной 28 октября 2010.
Образование в Белоруссии (белор. Адукацыя ў Беларусі) — обучение и воспитание в
интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний,
умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности.
[показать]
Содержание
Общие сведения
Структура национальной системы образования базируется на Конституции Белоруссии
и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в
получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех
форм обучения.
Основные ступени образования:
дошкольное (ясли, детские сады)
общее базовое (на базе 9-ти классов средней школы). Начинается с 6 лет.
общее среднее (на базе 11-ти классов), начальное профессиональное (ПТУ), среднее
профессиональное (техникумы)
высшее профессиональное (высшие колледжи, институты, университеты, академии).
В общеобразовательных учреждениях к занятиям 1 сентября приступают более 1 млн
учащихся[1]
После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение
в:
Прошивка магнитолы Geely Atlas
Прошивка магнитолы Geely Coolray
Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro
Прошивка магнитолы Geely Tugella
колледжах
лицеях
гимназиях
профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее
образование и профессиональную подготовку
Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе.
Основной документ, дающим право на поступление в высшее учебное заведение —
аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании
В Белоруссии имеется около 40 государственных и 20 негосударственных вузов.
Образование в средней школе является бесплатным. Базовое общее образование (1—9
классы средней школы) является обязательным.
Планировалось перевода среднего образования на 12-летнее обучение с
обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о
возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней
системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией
президента[2]. Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим
образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из
них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той
школе, которую мы все хорошо знали»[3].
В системе образования Белоруссии используются два официальных языка — русский и
белорусский, преподавание ведётся на белорусском и русском языках
В 2003 году в Белоруссии была введена 10-бальная система оценки знаний в средних
школах, ССУЗах, СТУЗах и вузах, взамен 5-бальной системы, традиционной для
постсоветских республик. Оценка «10» предполагает свободное оперирование
программным учебным материалом различной степени сложности с использованием
сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно
трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных
ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной
активности, творческого отношения к учению. Очевидно, что эта оценка не
эквивалентна оценке «5» прежней 5-бальной системы оценивания знаний и должна
ставиться довольно редко.
В Болонском процессе Белоруссия не участвует.
Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального
образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического
развития, включающего специальные условия для получения соответствующего
образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию
указанных лиц в общество) определяется законом Республики Беларусь "Об
образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном
образовании)"[4].
История образования в Белоруссии
В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи. Это был
новый этап в истории белорусского народа. Начались преобразования
общественно-политического и административного характера. Коснулись изменения и
школьного образования. До этого учебные заведения в землях, населённых
белоруссами, были далеки от совершенства. Вхождение в состав России положительно
повлияло на процесс обучения в школах с точки зрения самодержавия. Таким
образом, состояние школьного образования по состоянию на начало XIX века, исходя
из количественных и качественных характеристик, можно оценить как относительно
благополучное . Одной из самых первых гимназий на территории нынешней Белорусси
является Слуцкая гимназия[5]. Она для своего времени являлась образцом
классического гуманитарного образования и была известна современникам как
Слуцкие Афины.
Укреплением Российского государства в начале XIX века, повышение требований к
уровню образования государственных служащих вызвало необходимость реформ
школьного образования по всей территории империи. В России создавалась единая
система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных
заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты.
На территории нынешней Белоруссии также стали появляться гимназии, схожие со
средними школами России. Российское правительство всячески старалось сблизить
белоруссов с "природными русскими", притесняя белорусские школы и пресекая
преподавание в них на белорусском (хотя преподавания на белорусском не было и до
вхождения этих земель в Российскую империю) и польском языках.
После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский язык в преподавании был
запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт
знаменитый Виленский университет, а также первое высшее учебное заведение на
территории современной Белоруссии - Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства
местного дворянства об образовании в белорусских губерниях университета
отклонялись - царизм не желал создавать возможный "рассадник вольнодумства".
Реформа 2008 года
Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.[6]
2010
В системе среднего образования Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году
вводится учебная программа факультативных занятий "Основы православной культуры.
Православные святыни восточных славян"[7]
2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания
принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании[8][9]
На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений
меньше, чем в 2009 (среди них - 60% студентов белорусских вузов - заочники)[10].
2011
В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние
специальные учебные заведения Беларуси, будут вноситься изменения и дополнения.
Планируется подписание специального указа президента РБ[11].
Кодекс об образовании
Проект
2010 год - при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5
тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые[12].
Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей
Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства
А.Лукашенко[13]..
Ряд положений проекта:
Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса
(ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
Частные вузы обяжут иметь общежитие
Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
Предусмотрен новый документ об образовании - диплом исследователя, который будет
выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)
Формы получения образования
Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от
потребностей и возможностей личности):
В образовательном учреждении:
Очная форма
Очно-заочная (вечерняя)
Заочная
Дистанционная, непрерывная
В форме семейного образования
Самообразование
Экстернат
С репетитором
Дистанционное образование в последние годы интенсивно прорабатывается.
Допускается сочетание различных форм получения образования[14].
Уровни образования
Заготовка раздела
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
Высшее профессиональное образование
История
Начальный период
Долгое время на территории современной Белоруссии не было высших учебных
заведений. Только в конце XVIII века при участии приглашённого из Франции Жана
Эммануэля Жилибера в Гродно была открыта медицинская академия, которая, однако
просуществовала всего несколько лет. В первой половине XIX века некоторое время
действовали иезуитский коллегиум в Полоцке и земледельческий институт в Горках,
но они просуществовали недолго из-за содействия преподавателей и студентов
коллегиума армии Наполеона и участия студентов земледельческого института в
восстании 1863 года. Был также закрыт Виленский университет, и в результате
Северо-Западный край остался без высшего образования.
Ещё в апреле 1863 года князь А. П. Ширинский-Шихматов предложил создать в
Виленском округе две учительские семинарии, в Виленской и Ковенской губерниях. В
каждой из них должно было заниматься по 30 человек из числа детей православных
белорусских и литовских крестьян.Министерство народного просвещения согласилось
финансировать эти заведения, но граф М. Н. Муравьёв Муравьёв-Виленский, бывший в
1863–1865 годах генерал-губернатором, проект в представленном ему виде не
поддержал. Прозванный «Муравьёвым-вешателем» граф хотел, чтобы в этих заведениях
работали в основном православные священнослужители и воспитанники духовных
семинарий, причём не местные, которые «ополячились», а вызванные из Центральной
России.[15].
В результате политических и бюрократических проволочек первым учительским
институтом, открытым в Вильно, оказался еврейский Учительский институт, который
начал работать 1873 года. Однако он не был государственным учебным заведением.
Поступление в него для белорусов, русских, литовцев и других христиан было
закрыто по конфессиональному признаку. Открыть же государственный,
«христианский» Виленский учительский институт, удалось только в 1876 году.
Помимо него в начале XX века были также открыты учительские институты в Витебске
и Могилёве[15].
В начале XX века ставился вопрос о создании университета в других губерниях с
белорусским населением, помимо Виленской, но решить его так и не удалось. С
началом Первой мировой войны деятельность учительских институтов была прервана;
Виленский был эвакуирован в Самару.